Notebookcheck Logo

Disney хочет создать поисковую систему без пиратства

Как это намерение отразится на жизни рядовых пользователей?

Борьба с 'компьютерным пиратством', или нарушением интеллектуальных прав на различные цифровые материалы (музыка, книги, фильмы), постепенно приобретает всё более серьёзные очертания. Как и многие другие медиахолдинги, Disney владеет правами на десятки и даже сотни различных (мультипликационных) фильмов и связанные с ними материалы, например, игры, и явно не хочет, чтобы всё это удовольствие доставалось кому-либо бесплатно. Потому на днях компания разработала (и даже зарегистрировала по данному поводу патент) новую поисковую систему, начисто вырезающую все нелицензионные (читайте, бесплатные) материалы из результатов поиска: например, при поиске слова 'Бэмби' первая ссылка будет вести на сайт самой Disney, а не на торрент-трекер или файлообменник, которых в выдаче вообще не будет.

Примерный дизайн поиска от Disney. Изображение: Digital Trends
Примерный дизайн поиска от Disney. Изображение: Digital Trends

Вопрос лишь один - как заставить неразумных пользователей использовать поисковой механизм с такой, как бы выразиться, неполноценной функциональностью?

Идея сортировать результаты поиска не только по релевантности к запросу, но и по их правовой принадлежности получила начальную популярность более чем двадцать лет назад, на заре появления аудиокодеков с продвинутым сжатием, когда люди начали массово скачивать из Интернета музыку в формате *.mp3 вместо того, чтобы послушно покупать в магазинах CD-диски. Поисковые системы, разумеется, не захотели получать в свой адрес судебные иски, и быстро подчинились требованиям правообладателей.

Так результаты поиска с различных 'варезных' сайтов, а также точек распространения книг и музыки начали постепенно пропадать из результатов поиска. В лучшем случае они лишь опускаются в приоритете (интересуемое получится найти не на первой и не на второй, но на пятой-десятой странице поиска). А в худшем Google и вовсе покажет лишь ненавязчивое сообщение в нижней части страницы, что-де из показанных Вам результатов удалено несколько позиций, а подробнее можете почитать на портале ChillingEffects. Если есть желание тратить время, разумеется.

Стоит заметить, что поиском нелиценза через Яндекс или Google напрямую большая часть сознательных граждан уже и так давно не занимается. Основную часть материалов можно найти напрямую через индексаторы p2p-сетей, или, например, в обширном файловом архиве всем известной популярной сети В Контакте.

BT Digg: один из самых успешных индексаторов торрентов, бесплатный и без рекламы.
BT Digg: один из самых успешных индексаторов торрентов, бесплатный и без рекламы.

Люди не любят цензуру и ограничения, любыми усилиями стараясь обойти навязываемые рамки. Это естественно. Тем более, ограничения результатов поиска не решают основной причины пиратства как такового - то, что система продажи и распространения цифровых материалов выгодна исключительно для правообладателей и дистрибьюторов, а то и вовсе безнадёжно устарела.

Возьмём парочку примеров. Допустим, человек А хочет посмотреть сериал Person of Interest ('В поле зрения'), который транслируется каждый вторник на территории США. В том, чтобы заплатить за качественный материал, проблем нет; человек готов платить за сериал, лишь бы получить его в день трансляции и с качественным переводом (да пусть даже и с оригинальной аудиодорожкой). Но возможности купить сериал в цифровом виде нет: нужно иметь подписку на платное вещание телеканала, да ещё и проживать в континентальном штате США.

Желаете сериальчик? Для начала придётся переселиться в США. (Изображение: Sarah Shahi, 'Person of Interest')
Желаете сериальчик? Для начала придётся переселиться в США. (Изображение: Sarah Shahi, 'Person of Interest')

Очевидный и, увы, единственный выбор для такого человека - торренты. Видеозапись трансляции будет заботливо выложена на какой-нибудь трекер уже через считанные минуты после самой трансляции, на радость честного люда, и затем уже разойдётся по местным переводческим релиз-группам для окончательной русификации.

Или другой пример. Человек B хочет посмотреть фильм, но он не уверен, понравится ли ему. Посмотрев короткий (1.5 минуты) демонстрационный ролик, он решается пойти в кино, и отдаёт за билет несколько сотен кровно заработанных рублей. Фильм окончен; человеку он не понравился. Но так далеко интересы правообладателя уже не распространяются, он получил свои деньги, а удовлетворённость клиента - его личное, персональное дело. Вернуть деньги не просто невозможно, за саму идею о возврате незадачливый человек получит тонну непонимания и иронии.

Неправильность ситуации в данном случае буквально бросается в глаза. Пусть медиа-компании позиционируют свои продукты (фильмы, музыку и так далее) как полноценный продукт. Самый обычный товар. Но если я куплю в магазине несвежую сметану, не соответствующую моим требованиям, я имею полное право вернуть её в магазин и получить за неё деньги. Почему же я не могу получить назад деньги за некачественный фильм с нетрезво виляющим сюжетом и нерасторопными, неестественными актёрами? Ведь фильм - это такой же товар, как и сметана, помните?

В данной статье мы не призываем, само собой, нарушать чьи-то авторские права тем или иным образом, и не пытаемся оправдать тех, кто длительно и сознательно этим занимается. Но правообладателям давно уже пора понять, что потребитель - тоже человек, а не мешок с денежными знаками; у него есть свои запросы и желания, которые также стоит учитывать, чтобы в конечном итоге удовлетворёнными можно было назвать обе стороны.

Источник(и)

Этот важный материал точно понравится твоим друзьям в социальных сетях!
'
Serg, 2014-11- 2 (Update: 2014-11- 2)