Компьютеры выживут. За счёт игр
О тёмном будущем компьютера всё чаще раздаются голоса. Старые-добрые гудящие белые коробки без логотипов, равно как и качественные системные блоки от специализированных компаний вроде Lian Li, реже и реже встречаются у людей дома; планшеты и умные телефоны планомерно вытесняют их с рынка. На пути к исчезновению у компьютера есть только две обходные дорожки: специализированное применение - и игры.
Тезис о постепенном вымирании ПК, поставленный в начало статьи, за последние годы подтверждён с самых разных сторон. Компании сокращают инвестиции в связанный с компьютерами бизнес или даже совершенно отказываются от него, как недавно сделала Sony. И это естественная защитная реакция: продажи полноразмерных компьютеров в сборке, неттопов и даже ноутбуков не только не растут, но, напротив, падают. На фоне длительного всплеска продаж планшетов и планшетофонов.
Отчасти это связано со сменой целевой аудитории. Раньше крупные компании работали на удовлетворение рынка более-менее благополучных стран, но теперь эти рынки перенасыщены. Что делать дальше? Приходится обращать свой взор на аудиторию развивающихся стран. Спрос в Индии, Китае, Пакистане, Бразилии и подобных регионах даже не требует аналитических навыков для выявления основной направленности: люди либо вкладывают деньги в статусную электронику (преимущественно производства Apple), либо стараются максимально сэкономить при приобретении новинки.
Факт: небольшой сенсорный планшет на основе бесплатной ОС Android и ARM-процессора от малоизвестного производителя будет намного, намного дешевле, чем покупка ноутбука с процессором x86 и операционной системой Windows. Выходит ещё дешевле, если сравнивать планшет (базовые модели даже в кризисные времена стоят порядка $50) со стоимостью полноценного компьютера ($300-400 за модель с современным процессором и SSD, плюс ещё по $100-200 за работоспособную видеокарту и монитор).
Сложив все эти факты в уме, можно прийти к очевидному выводу: компьютерам не место в современном мире, пришло время им уйти в прошлое. Но так ли это на самом деле?
Нет. Главный недостаток подобной идеи лежит в том, что планшеты и полноценные компьютеры предназначены для разных целей.
Само собой, планшеты и планшетоподобные телефоны имеют ряд преимуществ. Они компактные и лёгкие, с них удобно читать, их удобно носить с собой. И стоят недорого. Сенсорный экран, отличное совмещение средства ввода и вывода информации, полностью отменяет необходимость использования клавиатуры, мыши и прочих анахронизмов. Настоящая идиллия, не правда ли? Но все эти преимущества рассыпаются в прах, когда обладателю такого устройства вдруг нужно написать исследовательскую работу на несколько десятков страниц или смонтировать информационный фильм о семейной родословной из нескольких сотен часов исходных материалов.
На этой стадии приходит понимание: планшеты и тому подобные устройства, так популярные в последние годы, ориентированы исключительно на потребление информации, но не на её создание. Даже с комфортной внешней клавиатурой, iPad Air 2 никогда не заменит качественную рабочую станцию с хорошим процессором, удобной клавиатурой и сбалансированной мышью. Именно поэтому компьютеры и ноутбуки останутся с нами ещё надолго. В любой более-менее серьёзной рабочей, профессиональной деятельности без них не обойтись.
Ещё более важный аспект, который также принято почему-то выпускать из внимания - это игры. Те самые "развлекалки для детишек", о которых многие взрослые говорят с демонстративной снисходительностью и пренебрежением, хотя сами не прочь занять свой вечер несколькими партиями в WoT.
Игровая индустрия, подобно любой другой индустрии, приспособилась к изменению спроса, чтобы выжить. Игры стали взрослее и серьёзнее. Всё большая их часть ориентируется не столько на подростков (17-11 лет), сколько на их родителей, которым уже несколько лет как за 30. А что нужно для того, чтобы качественно поиграть? Правильно: хороший игровой ноутбук, даже лучше, компьютер! Само собой, с операционной системой Windows.
Что бы ни утверждали поклонники игровых консолей, или Linux, или Mac OS X, именно Windows остаётся доминантной глобальной игровой платформой. Огромная армия разработчиков самого разного сорта и огромная армия уже существующих пользователей компьютеров делает разработку и продвижение игр отличным бизнесом. Индустрия развлечений остаётся живой всегда, даже во время мировых войн. Партнёрство операционной системы Windows, платформы PC и игровых разработчиков полностью оправдало себя за последние десятилетия. Оно не боится испытаний временем, и именно оно должно вытянуть ноутбуки и компьютеры из текущего кризиса.
Своё будущее имеют, само собой, и игры для мобильных платформ. Для Android, iOS и даже Windows Phone действительно создано немало игр. Но основная их масса является портами или идейными копиями разработанных для Windows игр, а на тех, что не являются, много не заработаешь. Заработок движет развитием рынка, а не наоборот; платформа PC обосновалась рядом с нами надолго, и не собирается никуда уходить в ближайшее время.