Справка по ноутбукам: Как выбрать наилучший дисплей для игр
Вступление
Подбор ноутбука с наилучшей начинкой - это лишь 50% успеха. Дело в том, что дисплей - это основной компонент вашего будущего ноутбука, с которым вы будете постоянно взаимодействовать на регулярной основе. Поэтому крайне важно изучить всего его характеристики, прежде чем совершать покупку.
На первый взгляд, дисплейные технологии кажутся вполне простыми и понятными - нужно просто выбрать разрешение и готово. На практике же все далеко не так просто. На самом деле, очень много различных параметров отвечает за итоговое качество картинки. Современные ноутбучные дисплеи обладают целым рядом таких параметров, которые стоит учитывать при покупке чтобы не прогадать: диагональ дисплея, его разрешение, частота обновления, время отклика, цветовой охват и тип матрицы - все это очень сильно влияет на итоговый визуальный опыт. Потому мы в Notebookcheck всегда приводим подробные параметры в обзорах ноутбуков при тестировании дисплеев.
В данной статье мы рассмотрим какую роль вышеуказанные параметры играют при выборе игрового ноутбука с хорошим дисплеем. Сразу оговоримся, что речь пойдет только о LCD дисплеях, так как OLED еще недостаточно хороши для игровых ноутбуков. Отдельные параметры и аспекты мы будем демонстрировать на примере игровых ноутбуков MSI, таких как MSI GT76 9SG.
Также, вы можете взглянуть на предыдущие статьи из данного цикла:
Диагональ
Размер дисплея (измеряется по диагонали) напрямую влияет на габариты корпуса модели. В основном, ноутбуки MSI комплектуются 14-, 15.6- и 17.3-дюймовыми дисплеями. Тонкие и легкие модели зачастую выпускаются в 14 и 15 дюймах, в то время как мощные заменители настольных ПК могут дорасти и до 17.3 дюймов. Размер дисплея напрямую влияет на рабочий процесс и настолько же важен, как и разрешение, к которому мы перейдем чуть позже. Дизайнеры, фото- видеоредакторы и пользователи рабочих станций однозначно должны выбирать большую диагональ, в то время как пользователи, занимающиеся просмотром веб-сайтов или работой с текстом смогут обойтись и меньшим размером. Для игр и развлечений большая диагональ обеспечит больше впечатлений и более глубокое погружение в процесс.
Разрешение
Разрешение - это еще один важный аспект, играющий существенную роль при выборе ноутбука, который следует рассматривать вместе диагональю. По факту, разрешение складывается из двух цифр: количества пикселей по горизонтали и вертикали. Пиксели - это основные элементы каждого дисплея, при этом каждый из них состоит из трех субпикселей: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Соответственно, меняя интенсивность каждого субпикселя мы можем получить любой цвет на дисплее.
У большинства современных ноутбуков установлены дисплеи с разрешением 1920 х 1080: 1920 пикселей по горизонтали и 1080 пикселей по вертикали. Данное разрешение сокращенно называется Full HD или FHD. Также у дисплеев есть такая характеристика, как плотность пикселей - количество пикселей на дюйм. Например, у 15.6-дюймового FHD дисплея данный показатель составляет 141.2 точки на дюйм с шагом в 0.18 мм. Шаг пикселей - это расстояние между двумя соседними пикселями. Существуют и более высокие разрешения: QHD (2560 x 1440) и UHD/4K (3840x2160). Чем выше разрешение, тем выше плотность пикселей и меньше расстояние между ними, что в сумме приводит к повышению качества изображения на дисплее.
Геймеры в основном предпочитают FHD дисплеи с высокой частотой обновления. Про частоту обновления мы поговорим в следующем разделе, но в любом случае, вывод картинки в FHD-разрешении меньше нагружает видеокарту, так как ей нужно отрисовывать 2.07 миллиона пикселей, а не, скажем, 8 миллионов (4K). Соответственно, FHD дисплеи меньше используют заряд батареи и с легкостью могут работать на высокой частоте обновления, что пока достаточно сложно дается в 4K.
Ранее 4K дисплеи использовались в основном графическими дизайнерами и разработчиками цифрового контента, так как для их задач частота обновления в 60 Гц вполне достаточна. В наши же дни уже есть такие видеокарты, как NVIDIA GeForce RTX 2070 и RTX 2080, которые вполне способны выдавать картинку в 4K с повышенной частотой обновления и без артефактов или разрывов кадров. Таким образом, в последнее время геймерам стали доступны одновременно и высокая частота и высокое разрешение.
Высокая частота обновления
Частота обновления дисплея также напрямую влияет на получаемый визуальный опыт. В сущности, под частотой обновления понимается количество раз, за которые дисплей способен обновить картинку в единицу времени. Например, дисплей с частотой 60 Гц способен обновлять картинку 60 раз в секунду. У большинства ноутбучных дисплеев частота обновления составляет 60 Гц, но некоторые из них предлагают повышенную, вплоть до 144 Гц, частоту. Повышение частоты визуально улучшает плавность движения объектов на экране и снижает время реакции в играх. Даже интерфейс операционной системы становится намного плавнее.
Конечно, от высокой частоты обновления выигрывает любой пользователь, но больше всего она полезна именно геймерам. Современные видеокарты способны выдавать такую кадровую частоту, которая превышает частоту обновления многих дисплеев. Например, RTX 2080 в большинстве современных ААА-проектов выдает больше 100 к/с на максимальных настройках качества графики. При этом, если частота обновления дисплея ограничена 60 Гц, то он не способен физически отобразить более 60 к/с. Это приводит к разрывам кадров или размытию в движении, что ухудшает визуальный опыт и, вполне естественно, может лишить вас конкурентного преимущества в играх.
Что же, 144 Гц - это достаточно высокая частота, но в этом году ноутбуки MSI перешли на новый уровень с появлением 240-Гц дисплеев. Такая высокая частота позволяет устранить даже намеки на разрывы кадров и обеспечивает преимущество любителям сетевых игр с быстрым геймплеем, где буквально каждый кадр может стать решающим.
Малое время отклика
Время отклика - это еще один важный параметр, который следует учитывать и рассматривать вместе с частотой обновления. Измеряется данный показатель в миллисекундах и представляет собой время, необходимое матрице дисплея для перехода от одного цвета к другому. В основном везде указывается время перехода от черного к белому и затем обратно к черному (BtW). Однако, также стоит учитывать и время перехода от серого к серому (от одного оттенка к другому, GtG). Еще одним способом измерения время отклика является MPRT (Moving Picture Response Time) - данная характеристика показывает, сколько времени необходимо пикселю чтобы погаснуть.
По этой ссылке вы можете перейти на страницу, где можно наглядно оценить время отклика GtG и MPRT вашего дисплея.
В сущности, чем меньше время отклика, тем лучше дисплей подходит для игр, так как устраняется размытие в движении и шлейфы за движущимися объектами. Данная характеристика очень важна в киберспорте, где буквально одна миллисекунда может сыграть решающую роль в победе или поражении.
Ниже приведены замеры время отклика (BtW и GtG) дисплея игрового ноутбука MSI GT76 9SG. Как видно на графиках, у GT76 один из самых низких показателей на рынке, что делает его идеальным вариантом для конкурентоспособной игры.
Дисплей: тест на время отклика
↔ Перемена цвета пикселей, чёрный - белый (1) и белый - чёрный (2) | ||
---|---|---|
10 ms ... стадия 1 ↗ и стадия 2 ↘ в сумме | ↗ 5.2 ms стадия 1 | |
↘ 4.8 ms стадия 2 | ||
Это неплохое время отклика. Оно подходит для игр и подобных применений, хоть и не идеально. Для сравнения, самый лучший результат среди всех известных нам устройств равен 0.1 миллисек., самый худший - 240 миллисек. » 23% экранов из нашей базы данных показали более хороший результат. Таким образом, тестируемое устройство находится в верхней половине рейтинга (оно опережает средний результат, равный 21 миллисек.) | ||
↔ Перемена цвета пикселей, серый 50% - серый 80% (1) и серый 80% - серый 50% (2) | ||
8 ms ... стадия 1 ↗ и стадия 2 ↘ в сумме | ↗ 4.4 ms стадия 1 | |
↘ 3.6 ms стадия 2 | ||
Это хорошее время отклика. Экран полностью подходит для игр и подобных применений. Для сравнения, самый лучший результат среди всех известных нам устройств равен 0.165 миллисек., самый худший - 636 миллисек. » 17% экранов из нашей базы данных показали более хороший результат. Таким образом, тестируемое устройство находится в верхней половине рейтинга (оно опережает средний результат, равный 32.9 миллисек.) |
Цветовой охват
Человеческий глаз различает множество цветов и оттенков, но LCD дисплеи способны отображать лишь ограниченную часть видимого спектра. Соответственно, диапазон отображаемых дисплеем цветов и назван цветовым охватом. Чем шире спектр отображаемых оттенков, тем более точно дисплей может отображать цвета.
Цветовой охват - это “хитрый” параметр, так как большинство покупателей полагает, что чем шире цветовой охват, тем качественнее картинка на дисплее. Но это не всегда так. Цветовой охват является лишь одним из многих параметров, влияющих на итоговое качество изображения. Более того, субъективно качество изображения еще и по разному воспринимается разными людьми. Например, насыщенный пейзаж будет казаться очень привлекательным рядовому пользователю, но будет выглядеть совершенно неестественно для дизайнера. Для того чтоб стандартизировать эту сферу и упростить задачу были созданы так называемые цветовые профили, которые можно подгонять под задачи конечного пользователя.
Для того, чтобы покупатель заранее понимал чего ему ожидать от конкретного дисплея, принято указывать охват стандартных цветовых пространств. Наиболее широко используемыми в данном случае являются пространства sRGB, NTSC и AdobeRGB. Более подробно о цветовом охвате и цветопередаче мы поговорим в следующей статье данного цикла, которая будет посвящена выбору дисплея для разработчиков цифрового контента.
sRGB является широко используемым стандартным цветовым пространством в LCD дисплеях, принтерах и цифровых камерах. Тем не менее, спектр входящих в его состав цветов достаточно узок и не включает высоко насыщенные оттенки. Таковые присутствуют в AdobeRGB, потому дисплеи с цветовым охватом данного пространства отображают больше цветов, особенно если говорить об оттенках зеленого. Наглядно разница проиллюстрирована на снимке ниже.
Тем не менее, если вы геймер, то можно не волноваться, ведь дисплеи большинства топовых игровых ноутбуков обладают отличным охватом sRGB. Для игр цветовой охват не играет слишком серьезной роли, так что подыскивать более качественный дисплей стоит только если вы также собираетесь работать с медиаконтентом на ноутбуке.
Тип LCD дисплея
Тип LCD дисплея влияет на все параметры, которые мы описали выше. Среди ноутбуков распространены матрицы следующих типов: TN (Twisted Nematic), IPS (In-Plane Switching) и IGZO (Indium Gallium Zinc Oxide). Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности.
TN-панели
В типичной TN-панели содержатся жидкие кристаллы, которые заключены между двумя электродами и поляризатором и ориентированы перпендикулярно друг к другу. Когда заряд отсутствует (ток не проходит), свет не проходит через поляризатор, так как блокируется. При подаче тока TN кристалл поворачивается на 90 градусов, благодаря чему свет теперь может пройти через второй поляризатор. Есть также второй поляризационный слой, но прежде чем свет достигнет его, он пройдет через цветные фильтры (красный, зеленый, голубой).
Такая простая конструкция позволяет TN-панелям обеспечивать минимальное время отклика. Они по-прежнему устанавливаются в большинстве ноутбуков, так как позволяют добиться времени отклика вплоть 1 мс (GtG) и частоты обновления выше 120 Гц. Тем не менее, у TN-дисплеев ограниченные углы обзора и они могут отображать только 6-битный цвет, из-за чего для отображения всех 16.7 миллионов оттенков приходится использовать дизеринг.
IPS-панели
IPS-панели во многом схожи по принципу работы с TN, но в данном случае изменена ориентация жидких кристаллов. Так, кристаллы здесь не закручиваются по спирали, а разворачиваются синхронно на 90 градусов по горизонтали. Соответственно, они всегда пропускают свет в одной плоскости с дисплеем. Оба электрода в данном случае располагаются в первом поляризаторе, потому количество пропускаемого света меньше, в сравнении с TN, из-за чего требуется более яркая подсветка.
В сравнении с TN, IPS-панели обладают превосходной цветопередачей и широкими углами обзора, но зачастую более дороги в производстве. В целом, IPS-панели станут отличным выбором для графических дизайнеров и художников, которым очень важна цветопередача. Зачастую частота обновления у таких дисплеев составляет 60 Гц, но в наши дни доступны варианты и с более высоким показателем. Стоит отметить, что все IPS дисплеи страдают от одного и того же недостатка - утечки подсветки, которая в данном случае широко известна как IPS glow-эффект. Избежать его полностью невозможно, но у панелей высокого качества он минимизирован.
IGZO-панели
В отличие от IPS и TN, аббревиатура IGZO относится не к ориентации жидких кристаллов, а к типу используемых транзисторов. Таким образом, IGZO-транзисторы могут быть использованы во всех типах панелей, включая TN, IPS и даже OLED.
Во всех дисплеях используются тонкопленочные транзисторы (TFT), чтобы контролировать состояние каждого пикселя. Зачастую изготавливаются эти транзисторы из аморфного кремния (a-Si). На самом деле, a-Si транзисторы не прозрачны, просто производителям удается делать их в достаточной степени тонкими, чтобы они пропускали определенное количество света. В отличие от последних, IGZO-транзисторы прозрачны и потому требуют менее яркую подсветку, которая будет потреблять меньше энергии.
Еще одним преимуществом IGZO, в сравнении с a-Si, выступает высокая подвижность электронов (в 20 - 50 раз больше), за счет чего достигается более высокая проводимость при меньших размерах транзисторов. Несмотря на то, что IGZO-панели дороги в производстве, они способны обеспечивать большую частоту обновления, а также обладают сниженными сниженными утечками тока в сравнении с a-Si TFT. Все это делает дисплеи такого типа отличным выбором для геймеров. Отображение неподвижной картинки на IGZO-TFT панели требует гораздо меньше энергии, так как пиксели остаются заряженными и контроллеру не нужно постоянно обновлять заряд на транзисторах.
MSI предлагает игровые ноутбуки с качественными TN панелями с высокой частотой обновления, а также 240-Гц IGZO-дисплеи для топовых игровых моделей, вроде GT76, GE65 и GS65.
Заключение
В данной статье мы кратко описали параметры дисплеев, которые важны при выборе игрового ноутбука. Вы всегда можете подключить ваш ноутбук к монитору для большего удобства, но качество встроенного дисплея очень важно, когда вы работаете вдали от дома. Какие из описанных нами факторов являются наиболее важными - зависит от целей и задач покупателя. Для геймеров главную роль играют низкое время отклика и высокая частота обновления, в то время как профессионалы-дизайнеры-художники должны сделать акцент на цветопередаче и высоком разрешении. Для тех, кто хочет заниматься и тем и другим, соответственно, важны все указанные параметры. В следующей статье данного цикла мы подробнее опишем критерии выбора ноутбучного дисплея для креативщиков и профессионалов, так что заходите почаще!
Надеемся, что представленная информация об LCD дисплеях поможет вам в выборе ноутбука. Данная рубрика остается активной и в будущем вы увидите статьи на тему разработки качественных дисплеев для профессионалов, тачпадов и других компонентов.
Помимо тщательного подбора дисплеев в своих ноутбуках, MSI заботится о наличии мощных видеокарт Nvidia GeForce RTX Turing. Не важно, играете ли вы в современные игры с трассировкой лучей, вроде Battlefield V или работаете в профессиональных приложениях, таких как Autodesk 3DS Max, Adobe Premiere Pro, Lightroom или DaVinci Resolve, ноутбуки с RTX всегда будут обеспечивать максимальную производительность и быстродействие.
Check out MSI laptop offers with latest NVIDIA GeForce® RTX Series and special deals here.